mosturkmenkult.ru - САЙТ МОСКОВСКОГО ОБЩЕСТВА ТУРКМЕНСКОЙ КУЛЬТУРЫ

При поддержке международного союза БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫХ общественных организаций "мужество и гуманизм"

РОССИЯ - ТУРКМЕНИСТАН: ДИАЛОГ КУЛЬТУР

Логотип Московского общества Туркменской культуры
Magtym

«Предложил себя на службу Туркмении»

Глубокой осенью 1929 года в центральном кинотеатре Ашхабада состоялась премьера фильма «Белое золото». Она стала важным событием в культурной жизни Туркменистана. Газеты писали «По существу, это первая туркменская кинолента. И с точки зрения агитационной, она заслуживает всяческого внимания, так как показывает быт и жизнь республики без всяких «восточных прикрас» и «пошлой экзотики». Со страниц газет на читателя смотрел человек с открытым лицом и шапкой вьющихся волос – режиссер фильма Александр Павлович Владычук.

С воинскими частями, расквартированными в Ашхабаде в годы Первой мировой войны, пришло несколько художников. Среди них был и москвич Александр Владычук. Жизнь природы и люди Туркмении произвели на него огромное впечатление. После революции он мог бы вернуться домой. И не сделал этого. Туркмения стала для него родным домом.

В начале 1920 года, когда армии Туркфронта освободили от белогвардейцев весь край, политотдел привлек к работе художников, артистов и музыкантов. Организуется художественная студия. Чуть позже она стала носить громкое название: Ударная школа искусств Востока. Но дело не в названии. По существу это была первая художественная школа Туркмении, заложившая основы туркменского изобразительного искусства. И во главе его стал Владычук.

Из стен школы вышли первые кадры профессиональных туркменских художников: Б.Нурали, С.Н. Бегляров, О.Ф. Мизгерева и другие, в последствии ставшие известными мастерами живописи.

А.П.Владычук гордился успехами своих питомцев, в частности начинающего свой самобытный путь в искусстве первого профессионального художника-туркмена Бяшима Нурали.

Бяшим Нурали «Праздник Победы»

В 1928 году Бяшим Нурали создает портрет Ленина на фоне туркменского ковра. Выступая на заседании комиссии по определению качественности  и оценки стоимости картины молодого туркменского живописца, Александр Павлович наряду с другими членами комиссии (академиком А.Карелиным, Е.Трипольской, А.Гельгаром) отметил его одаренность. Подчеркивая национальное своеобразие почерка Бяшима Нурали, он говорил: «Трактовка общей композиции, техническое разрешение фона, его связь с портретом и выполнение произведения именно по-туркменски, делают работу весьма ценной и особенно желательной к приобретению».

После закрытия школы Александ Владычук продолжает работу на ниве искусства. В 20-е годы он выступает как живописец, график и скульптор. Создает обложки и оформляет первые книги туркменских писаталей. Сохранился эскиз его обложки к поэме Берды Кербабаева «Байрам». А.Владычук учувствовал в возведении памятника Ленину В Ашхабаде.

В это время в республике делает первые шаги молодое искусство кино. В 1927 году одним из первых приходит в туркменское кино и Александр Владычук. Вместе с оператором А.Гельгаром он создает к юбилею республики мультипликационный фильм-плакат, затем по собственному сценарию снимает документальную ленту «Реутовка». В 1928 году, выпустив фильм «Водные богатства», Владычук приступает к сьемками первого туркменского полнометражного фильма «Белое золото» замысли вместе с оператором А. Гельгаром документально-игровую ленту о методах обработки хлопчатника, он решил на отдельных жизненных примерах показать туркменским дайханам преимущества коллективного ведения хозяйства.

Фильм оказался очень нужным и имел большое пропагандистское значение.

После «Белого золота» Владычук продолжает активно работать в кино. Он экспериментирует, изобретает различные технические приспособления, пытается сконструировать звуковую приставку. В 1931 году выпускает первую часть широко задуманного киноатласа «Туркмения» под названием «Племена и народы». Использовав кадры операторов А. Цейтлина и Б.Баша, снимавших в 20-е годы этнографически-бытовую ленту о Туркмении, он провел большие досъемки  и умелый монтаж.

Видимо, само время, буйное, революционное, рождало людей необычайно разносторонних по своим талантам, интересам, устремлениям. В начале 30-х годов Александр Павлович, который и раньше был известным спортсменом одним из лучших велосипедистов Ашхабада, увлекается новой идеей. Он изобретает рулепед  — особую конструкцию велосипеда, в котором достигалось взаимодействие рук и гор при езде. В 1935 году команды велосипедистов а за ними и рулепедистов отправляются в пробег Ашхабад-Москва. Командир рулепедной команды – Александр Владычук. С ним в команде Чары Ниязов, колхозник их аула Ашхабад, и братья Кондратьевы. Они едут через Туркмению, Азербайджан, Грузию, Северный Кавказ и Украину со средней скоростью 195 км в сутки, и через 10 дней, на 7 суток  раньше велосипедистов, приходят в москву… Президиум ЦИК ТССР, отмечая трудные условия пробега и его рекордные сроки, наградил участников Почетной грамотой.

Велопробег «Ашхабад -Тбилиси-Москва»

Александр Владычук продолжает  неутомимо работать, как художник собирается  издать альбом народного искусства Туркмении, представляет эскизы рабочей одежды женщин, создает образцы новой формы милиции.

Александр Павлович в этот же период выполняет очень почетную и ответственную работу — разрабатывает проект нового герба республики. Новый государственный герб Туркменистана, по замыслу Александра Владычука, должен был отразить исторические перемены в облике республики— первые шаги индустриализации на туркменской земле.

По сохранившимся многочисленным вариантам герба хорошо прослеживается, как выкристаллизовывался замысел художника, видны «секреты» его творческой лаборатории. Интересно отметить, что на одном из вариантов герба имеется пометка: «утверждено Конституционный комиссией».

Александр Павлович Владычук, творивший в далекие и трудные двадцатые- тридцатые годы , был поистине человеком неуёмной энергии и многогранного дарования: художник, скульптор кинорежиссер, изобретатель, спортсмен, стоявший также у начала становления двух важнейших видов искусства молодой республики .

В одном из писем А.П.Владычук писал: «Я предложил себя на службу Туркмении».

Его служение республики было отмечено печатью вдохновенного труда и озарено большими творческими достижениями.

По материалам сборника «Туркменистан. Выдающиеся люди XX века»

Читайте также:

0 0 голос
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x