mosturkmenkult.ru - САЙТ МОСКОВСКОГО ОБЩЕСТВА ТУРКМЕНСКОЙ КУЛЬТУРЫ

При поддержке международного союза БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫХ общественных организаций "мужество и гуманизм"

РОССИЯ - ТУРКМЕНИСТАН: ДИАЛОГ КУЛЬТУР

Логотип Московского общества Туркменской культуры
Magtym

В ПАМЯТЬ ОБ ИМАМЕ РЕДЖЕПОВЕ

ИМАМ РЕДЖЕПОВ — главный инженер киностудии «Туркменфильм» (1954-1964г.г.),  член Союза кинематографистов ТССР/СССР с 1963 года, Заместитель Председателя Госкино Туркменистана (1964-1994г.г.), Заслуженный работник культуры Туркменистана.

1932  —  2022

25 марта текущего года к великой нашей печали ушел из жизни Имам Реджепов. Всеми почитаемый аксакал туркменского кино. Первый туркмен с дипломом выпускника Ленинградского института киноинженеров, прославленного ЛИКИ.      Став  сразу главным инженером разрушенной в  Ашхабадское землетрясение киностудии «Туркменфильм» на этапе ее восстановления, он по сути возглавил строительство нового, технически оснащенного студийного кинокомплекса, на котором будут созданы шедевры туркменского кино — «Состязание», «Решающий шаг», «Невестка», «Дерево Джамал», «Мужское воспитание»…  А затем уже в должности Заместителя Председателя Госкино ТССР,  взяв на себя ответственность и за развитие кинофикации, он добился того, что более 1300 кинотеатров и киноустановок работало во всех населенных пунктах республики.  О нем говорили: «чернорабочий министр». Он не только с высоким знанием дела руководил решением технических вопросов киностудии и кинопроката, он мог сам энергично подключиться к работе на строительной площадке,к установке нового оборудования…     В Туркменистане к кино относились как к школе жизни, как к праздникам жизни, появление в прокате нового фильма ждали повсеместно, свои туркменские фильмы искренно любили, ими гордились. Имам Реджепович знал ради кого и ради чего он работает.     В мае месяце мы собирались отмечать его девяностолетие. Имам Реджепов, будучи на пенсии, продолжал оставаться для кинематографистов наставником, авторитетом, ходячей энциклопедией истории туркменской кинематографии.     Увы, Имама Реджеповича не стало за полтора месяца до юбилейных торжеств.      Светлая память светлому человеку, чья сознательная жизнь была полностью, самозабвенно отдана любимому делу.      Дай Бог, чтоб национальное кинопроизводство и кинопрокат в новом времени, в новых возможностях, в новых технических нормах и форматах продолжало плодотворно развиваться и приносить людям культуру, глубину и радость восприятия мира и себя в этом мире.                                                                                                                                            

                                              ИЗ ИСТОРИИ ТУРКМЕНСКОГО КИНО                                                                          

Появление киноинженера Имама Реджепова на киностудии «Туркменфильм» носило характер исторический. Мало кто уже помнит об этом в живых реалиях, но именно молодые туркменские кинопрофессионалы 60-х годов прошлого века повернули судьбу национального кино в новое русло развития самобытной культуры. Имам Реджепов был одним из первых. 

 Киностудия «Туркменфильм», пережив в годы войны период малокартинья, свою новую художественную ленту после 1940 года выпустила только в 1948 году. О фильме «Далекая невеста» в газете «Правда» писали: « Молодая туркменская кинематография одержала большую творческую победу, создав талантливую музыкально-лирическую комедию о новых людях колхозной деревни, их жизни и труде». Режиссер фильма Евгений Иванов-Барков, исполнители главных ролей — актеры Алты Карлиев и Василий Нещипленко были удостоены наивысшей правительственной награды того времени, они стали лауреатами Сталинской премии.       Но в который раз творческий взлет «Туркменфильма» прервался на лету.  В ночь с 5-го на 6-е октября 1948 года в Ашхабаде произошло землетрясение небывалой разрушительной силы. Город снесло с лица Земли, под завалами были погребены сотни тысяч человек.    

 Киностудия, построенная и технически оснащенная перед войной, лежала в руинах. Туркменское кино на долгие годы лишилось своей производственной базы.     Несмотря на то, что в 1953 году правительством республики было принято решение о восстановлении «Туркменфильма», строительные работы затягивались. Серьезные организационные и творческие недостатки , в первую очередь, упирались в отсутствии на студии притока молодых национальных кадров.  Имам Реджепович обозначил в национальном киноделе знаменательное появление «шестидесятников». Он был первым туркменом, получившим образование в прославленном Ленинградском институте киноинженеров, и сразу став главным инженером киностудии «Туркменфильм», по сути дела возглавил ее строительство.     

Скоро молодого специалиста уже хорошо знали и в Госкино СССР, и в московском НИКФИ, разрабатывающим  кинематографические нормативы. Он стремился к жесткому профессиональному контролю за результатами проводимых работ,  к поставкам оборудования самой последней модификации, — «Туркменфильм» вырастал в современную, хорошо оснащенную студию с двумя съемочными павильонами, тонзалом, лабораторией, рабочими цехами.    

Студию обжили очень быстро, она стала родным профессиональным домом, где вершились наши судьбы. И главное — новый «Туркменфильм» заполнился замечательным народом.      В 60-е годы на студию приходит большой отряд молодых туркменских кинематографистов из ведущих киношкол страны. Режиссеры, операторы, художники из ВГИКа, — Х.-К.Нарлиев, Б.Мансуров, Я.Сейидов, К.Оразсахатов, М.Сойунханов, В.Артыков, А.Артыков, К.Язханов, М.Курбанклычев, Б.Оразов…    

 Имам Реджепов вместе с директором студии принимает на работу выпускников ЛИКИ , — киноинженеров  Гульсолтан  Ягмурову (Халмамедову), которая из лаборанта вырастает в заведующую лабораторией, зам.директора по техническим вопросам; Чалы Аннахалова, — он станет бессменным руководителем  отделов звукозаписи, соберет уникальную студийную фонотеку; Сапармурада Молланиязова — первого профессионального звукооператора, будущего ведущего режиссера-сценариста документального кино…  

   Наступают коренные изменения в художественных поисках и приоритетах, формируется новый этап развития национальной кинематографии, впоследствии его назовут рассветом туркменского киноискусства.     В 1963 году состоится учредительный съезд, на котором будет создан Союз кинематографистов Туркменистана — составная часть Союза кинематографистов СССР. Союз объединит 47 человек — творческий актив киностудии «Туркменфильм». Имам Реджепов в его основе.     В 1964 году правительство Туркменистана выделяет кинодело в самостоятельную отрасль социально-экономической жизни республики и образуют Государственный комитет Совета Министров Туркменской ССР по кинематографии. Закономерно, что Заместителем Председателя Госкино ТССР по техническим вопросам становится Имам Реджепов, а целью его жизни — обеспечить кинотеатрами, киноустановками все населенные пункты на родной земле.     Когда твоя родина по территории это несколько европейских государств вместе взятых, а 70%  территории — Каракумы, «черные пески», можно представить, какую задачу выполнял Имам Реджепович. Я входила в состав членов коллегии Госкино и помню, как поражали меня цифры отчетов, — 1300 кинотеатров и киноустановок действовало в Туркменистане к 80-м годам прошлого века и 130 просмотров в год приходилось на душу населения.     В нашем  художественном фильме «Яндым» есть эпизод —  приезд  киномеханика на отдаленное пастбище к чабану с подпаском. Сидят на кошме под вечерним небом у растянутого на стене кибитки экрана  два человека с собакой и смотрят кино. Это не фантазия, это наши будни. Так действовало Госкино во главе с Имамом Реджеповым, так действовал Союз кинематографистов во главе с Ходжакули Нарлиевым, — мы устраивали премьерные показы каждого своего фильма по городам и селам — и в маршрутах обязательно были встречи с чабанами.  Мы любили своих зрителей, наши  встречи наполняли жизнь человеческим теплом и смыслом. Так что эпизод списан с натуры.   

 Спасибо, Имам Реджепович, Вы долго будете жить в доброй памяти зрителей, друзей, коллег, — наши судьбы переплетены. Одну из них назову конкретно. Дурды Кадыров. Парень из последующих поколений выпускников ЛИКИ.  В институте военной кафедры не было,так что сразу пошел служить и появился в Госкино через два года. Должность главного инженера на студии была вакантной.  «Нет-нет-нет! — рассматривая представление  Имамом Реджеповым недавнего студента твердили в один голос члены коллегии  Госкино и выше,— никакого опыта, мальчишка!».  Имам Реджепович взял ответственность на себя. «Туркменфильм» не прогадал. Мы получили своего высокопрофессионального главного инженера.     Хочется верить, что эта замечательная традиция «Туркменфильма»  — растить свои кадры по примеру «отцов»   возродится и даст новые плоды.  А про Имама Реджепова в будущем будут рассказывать, как об образце яркого служения любимому делу и людям.      

Лора Степанская   

Читайте также:

0 0 голос
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x